Интервью
Распечатать

Исполнительный директор АО КБХА Алексей Камышев: « Все космонавты летают на МКС при помощи наших двигателей»

За 75 лет существования воронежское конструкторское бюро химавтоматики создало около 65 образцов ракетных двигателей, из которых примерно половина пошла в серийное производство и обеспечила тысячи пусков ракет космического и стратегического назначения по всему миру. Недавно высшим руководством страны в рамках развития ракетно-космической отрасли рассматривалась возможность освоения с последующей колонизацией Луны и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы. Все эти еще несколько лет назад казавшиеся фантастическими проекты вполне по плечу специалистам бюро. Об их возможной реализации, новых разработках и перспективах предприятия рассказал исполнительный директор АО КБХА Алексей Камышев.

 - Алексей Васильевич, какие  заказы у предприятия в приоритете?

- Одним из ключевых направлений деятельности остается изготовление  двигателей 14Д23 для поставок головному заказчику – Ракетно-космическому центру «Прогресс» в Самаре. Эти двигатели используются в составе ракет-носителей «Союз-2.1б» и «Союз-2.1в», стартующих с российских космодромов, а также в составе ракеты «Союз-СТБ», запуски которой осуществляются по совместному российско-французскому проекту с космодрома Куру во Французской Гвиане.

Среди других двигателей КБХА, недавно начавших полеты в составе российских ракет, можно назвать двигатели РД0124А и 14Д24 для ракет-носителей «Ангара» и «Союз-2.1в». Двигатель РД0124А в составе верхних ступеней РН «Ангара» головного разработчика ГКНПЦ им. М.В. Хруничева совершил два успешных полета в 2014 году. Мы надеемся, что количество заказов по этой теме будет увеличиваться в ближайшие годы. Двигатель 14Д24 в составе первой ступени легкой ракеты «Союз-2.1в» тоже совершил два первых полета – в 2013 и 2015 годах. С учетом интенсивного развития микроспутников, легкие ракеты, подобные «Союзу-2.1в», должны занять свою прочную нишу на рынке пусковых услуг. Это значит, что и наша техника будет востребована.

Еще одним важным направлением деятельности является конструкторское сопровождение серийного изготовления ракетных двигателей разработки КБХА для ракет-носителей «Союз» и «Протон-М». На третьих ступенях «Союзов» используется наш проверенный временем двигатель РД0110. Эта ракета сегодня обеспечивает все отечественные пилотируемые запуски к Международной космической станции, доставку грузовых кораблей «Прогресс» на МКС, запуски искусственных спутников. В составе ракеты-носителя «Протон-М» наши двигатели на второй и третьей ступенях обеспечивают вывод в космос тяжелых спутников, элементов орбитальных станций, запуск межпланетных экспедиций. В частности, 19 октября до Марса успешно добралась межпланетная беспилотная экспедиция «ЭкзоМарс-2016», которая в 2016 году была выведена на околоземную орбиту как раз ракетой «Протон-М».

- Мы все с замиранием сердца наблюдали, как ракета «Союз-2.1а» успешно стартовала с первого гражданского космодрома  Восточный 28 апреля. Двигатель к ней - РД0110 разработали в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики. Что это за двигатель и как шла подготовка к пуску?

- Двигатель РД0110 был разработан на нашем предприятии еще в 60-е годы прошлого века. Он эксплуатируется в составе ракет-носителей «Союз» разработки Ракетно-космического центра «Прогресс» уже не одно десятилетие и зарекомендовал себя в качестве надежного двигателя. Недаром сейчас все космонавты, как российские, так и зарубежные, летают на Международную космическую станцию при помощи этого двигателя. Поэтому в плане подготовки ракеты к пуску у наших специалистов, которые работали здесь на предприятии и присутствовали на космодроме Восточный, каких-то затруднений или неожиданностей не было. Конечно, новая инфраструктура космодрома, сделанного по последнему слову техники, была отчасти непривычна. Но та же башня обслуживания, накатывающаяся на ракету на стартовой площадке, для наших работников не в новинку – аналогичная используется на экваториальном космодроме Куру во Французской Гвиане, где мы также принимаем участие в запусках ракет семейства «Союз».

Для ракетного двигателя РД0110, как и для ракеты «Союз», прошедший пуск с нового российского космодрома стал знаковым. Дело в том, что «Восточный» стал после Байконура, Плесецка и Куру четвертым космодромом мира, с которого стартуют «Союзы». Представьте себе – наш воронежский двигатель обеспечивает пуски отечественных ракет с Дальнего Востока, жаркого зарубежного экватора, сурового севера в Архангельской области и из ставших родными казахстанских степей Байконура. Такой географии пусков, пожалуй, нет ни у одной космической ракеты в мире. А с началом эксплуатации с «Восточного» ракет «Союз-2-1б» аналогичной географией пусков сможет похвастать и наш новый двигатель 14Д23.

- Ракетные двигатели, которые Вы разрабатывали с середины 50-х годов для ракет «Луна», «Восток», «Союз», «Протон» и других, используются сейчас в ракетостроении?

- Двигатели для ракет «Луна» и «Восток», обеспечивших в свое время решение исторических задач, таких, как первые в мире полеты к Луне, облет и фотографирование ее обратной стороны, запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина и последующие одиночные пилотируемые пуски, сегодня уже ушли на заслуженный отдых и не используются. Что касается двигателей для ракет «Союз» и «Протон», они до сих пор востребованы, причем не только отечественной ракетно-космической отраслью, но и международным рынком пусковых услуг.

- В это непростое время удается заниматься научно-исследовательской работой?

- Без научно-исследовательских работ на перспективу нельзя представить себе ни одно полноценное КБ, претендующее на передовые позиции в мире. В наступившем XXI веке наш коллектив сделал большой задел на будущее, потенциал которого еще только предстоит раскрыть. Это, в частности, успешный опыт разработки высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на кислороде и водороде – мы в России, пожалуй, единственными сохранили водородное производство и экспериментальную базу для создания подобной техники. При этом мы совершенствуем предыдущие наработки. Так, в частности, наш новый двигатель РД0146Д, предназначенный для разгонных блоков и верхних ступеней РН, впервые в России спроектирован по высоконадежной безгенераторной схеме. С 2013 года у нас успешно идут работы по созданию электроракетных двигателей, которые имеют большие перспективы при освоении дальнего космоса. В рамках утвержденной Федеральной космической программы уже известно, что мы займемся созданием нового кислородно-метанового ракетного двигателя. КБХА  продолжает ориентироваться на выполнение заказов, которые служат интересам государства в освоении космоса и укреплении обороноспособности, а для нашего предприятия являются основным источником финансирования.

 КБХА по-прежнему представляет интерес для зарубежных партнеров?

 Этот интерес остается стабильным на протяжении всех последних лет. Мы его видим не только со стороны европейских и американских заказчиков, с которыми за последние годы уже реализован ряд успешных проектов, но и со стороны азиатских партнеров, например, в Китае. В последние годы КБХА успешно осуществляло работы с итальянской компанией AVIO по созданию кислородно-метанового ракетного двигателя LM-10MIRA для модернизированного варианта европейской ракеты «Вега».  Сейчас мы ищем способы выхода на азиатский рынок. С 1 по 6 ноября в составе делегации Роскосмоса представляем продукцию нашего предприятия в Китае.  

- КБХА - участник всех отечественных пилотируемых программ освоения космоса. Какие направления в этой сфере интересны и востребованы заказчиком?

- Уже сейчас понятно, что пилотируемая космонавтика должна развиваться дальше. Будет ли это связано с освоением Луны или Марса – решат ученые. Но в любом случае КБХА готово работать над двигателями для осуществления этих амбициозных проектов. Мало кто знает, но в советское время на нашем предприятии был успешно создан двигатель для лунного посадочного модуля Н1-Л3, который должен был доставить советских космонавтов на Луну. К сожалению, проект ракеты Н1 был закрыт, но КБХА показало свои способности создавать подобную технику. Уверяю вас, эти навыки сейчас не утрачены.

КОММЕНТАРИЕВ: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ